МБОУ"Колюбакинская

средняя общеобразовательная   школа"

ПОБЕДИТЕЛЬ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" В 2008

ГОДУ
                                                                                                                                                         
Главная » Файлы » Мои файлы

Исследовательский проект «Психогеометрия» Учитель математики Сокол Л.И.
09.01.2017, 17:37

 

 

Исследовательский проект

 

 

«Психогеометрия»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создатели проекта:    
участники математического кружка 7-А класса.
Руководитель проекта: Сокол Л.И. - учитель математики  МБОУ «Колюбакинская СОШ».

 

 

 

Научно-практическая конференция
«Познание и творчество»
Февраль 2016 г.

Введение

    В 7 классе мы познакомились с новым учебным предметом – геометрией-наукой о фигурах и их  свойствах. На  уроках  геометрии мы  узнали много  нового и интересного из истории развития этой науки.  (1 слайд)

  Проблемный вопрос исследования  мы бы сформулировали так: Находит ли геометрия своѐ воплощение в  психологии, есть ли связь геометрических фигур и поведения людей?  (2-й слайд)

  В основу работы положена гипотеза: попытки разделения бесконечного разнообразия личностей  на психологические типы предпринимались испокон веков. Многие насчитывают весьма почтенный возраст, а также имеют широкую известность. Например, гороскопы зодиакальные, восточные, друидские и многие другие. Если систематизировать нас можно по многим параметрам, то почему бы и не по геометрическим фигурам?   Прочитав много  литературы  по  психологии, мы  узнали,  что  существует  целая наука «Психогеометрия».

Цель нашего проекта состоит в  определение типа личности одноклассников. ( 3 слайд)

   Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи: 

 1.Познакомиться с литературой  по психогеометрии.

2. Познакомиться с методом изучения личности с помощью психогеометрии.

3. Провести исследования по изучению особенностей характера одноклассников.

4. Проанализировать полученные результаты.

1. Теоретическая часть

1.1  Проективные методы исследования личности

           Проективные  методики  направлены  на  изучение  особенностей  личности,  которые трудно  обнаружить  при  наблюдении  за  человеком  или,  проводя  обычные  психологические опросы. Исследовать можно интересы, мотивацию, ценностные ориентации, страхи и тревоги личности. Главное отличие данного метода заключается в возможности раскрыть те причины поведения человека, которые не осознаются и, соответственно, понять их достаточно трудно. В  этой  ситуации  на  помощь  приходит  проективный  метод,  который  раскрывает  мысли  и отношения исследуемого на подсознательном уровне. Здесь  следует  оговориться:  люди  сложны  и  непредсказуемы. Однако,  при  всем  различии  и неповторимости  людей,  есть  некие  общие  тенденции  поведения,  которые  позволяют «разбить» нас на группы.

Одной  из  наиболее  простых  (и  при  этом  наиболее    результативных)  методик  является психогеометрический  тест  Деллингер,  о  котором  будет  идти  речь  в  нашей  работе. Испытуемый  должен  выбрать  из  пяти  геометрических фигур  ту,  которая  ему  больше  всего импонирует. В зависимости от сделанного выбора определяются основные черты характера, особенности поведения.

1.2.  Что такое психогеометрия.

    Предлагаем вам освоить простую и вместе с тем действенную систему, называемую психогеометрией.  Она хороша тем, что позволяет быстро, навскидку, без применения особых психологических тестов определить психологический тип человека по особенностям его поведения, речи, стилю одежды и другим легко наблюдаемым признакам. В описаниях типов используется простой бытовой язык, а сами типы, как мы чуть позже убедимся, выглядят узнаваемо и убедительно. Психогеометрия была разработана американским психологом Сьюзен Деллингер (США), и нашла последователей в России. Непосредственно занимаясь работой с персоналом, она не только изобрела собственный способ психодиагностики, но и обучила ему за последние годы более 100 тыс. своих последователей, HR-специалистов. Дошло до того, что кадровики 500 американских компаний считают психогеометрию предпочтительной традиционному тестированию новых служащих как более точную и оперативную методику. Сьюзен успешно сотрудничает с российскими коллегами, в частности, с Институтом практической психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина. Отечественные исследователи работают над адаптацией психогеометрии к российской ментальности. Например, Л.Громова и А.Алексеев, написавшие «Психогеометрию для менеджеров» в результате эксперимента по формированию кадрового резерва руководителей среднего звена на   предприятий Петербурга и Московской области. Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности .Суть еѐ состоит в исследовании личности. В основе лежит учение Карла Юнга о психических типах личностей.   Личность формируется практически на протяжении  всей  жизни,  однако  основы характера, а также основные личностные характеристики  закладываются в возрасте примерно  14  лет.  Именно  поэтому  глубокое  изучение  личности подростка в этом возрасте особенно важно.

Психогеометрия позволяет:

1. Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму.

2. Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека.

3. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными.  Прежде, чем перейти к характеристике конкретных фигур, отметим, что какие бы фантастические показатели точности любого тестирования не приводились (а применительно к психогеометрии встречается цифра – 85 %), результат работает « здесь и сейчас», а не на всю прожитую и оставшуюся жизнь. Таким образом, долгосрочные прогнозы не могут основываться на результатах, полученных в результате психогеометрического теста. 

1.3.  Характеристики фигур

   «Круг»- самый доброжелательный из пяти фигур. Главное для людей такого типа - хорошие межличностные  отношения,  гармония,  демократичность.  Они  очень  внимательные слушатели,  обладают  высокой  чувствительностью,  способны  к  сопереживанию, эмоционально  отзывчивы  на  переживания  другого  человека. Они  «болеют»  за  коллектив  и пользуются уважением среди одноклассников. Для «круга» нет ничего тяжелее, чем вступать в конфликты. В то же время они не терпят несправедливости.«Круги»  -  лучшие  коммуникаторы,  прежде  всего  потому,  что  они  лучшие  слушатели. «Круги» великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика и обманщика.  «Круги»    не  отличаются  решительностью,  часто  не  могут  подать  себя  должным  образом. «Треугольники»,  как  правило,  легко  берут  над  ними  верх.  Однако  «Круги»  не  слишком беспокоятся,  в  чьих  руках  находится  власть.  Круги  болтливы,  достаточно  ленивы,  любят комфорт,  не в ладах с логикой. 

 «Треугольники»-  энергичные,  неудержимые  личности,  которые  ставят  ясные  цели  и,  как правило,  достигают  их.  Они  способны  брать  на  себя  ответственность,  решительны, конкуренты, уверенны в себе. Доминирующие установки - победа, выигрыш, успех!  «Треугольники»  очень  не  любят  оказываться  неправыми  и  менять  решения,  с  трудом признают  свои  ошибки,  не  терпят  возражений  и,  чаще  всего,  поступают по-своему. Из  них получаются великолепные лидеры.  Все, что мешает достижению их целей, является для них источником стресса.

  «Квадраты».    Люди  этого  типа  во  всѐм  соблюдают  порядок,  правила  и  традиции,  нормы морали,  не  выносят  излишней  суматохи.  Квадрат  –  это  трудоголик,  он  очень  вынослив, внимателен к деталям, живѐт по плану, пунктуален, организует себя и других.  На него можно положиться, он всегда выполняет обещанное, или не даѐт обещаний Квадраты отличные исполнители, но редко бывают хорошими руководителями. Они с трудом устанавливают контакты с окружающими. Все  сведения,  которыми  они  располагают,  систематизированы  и  разложены  по  полочкам. Квадрат  способен  выдать  необходимую  информацию  моментально.  Их  идеал  – распланированная,  предсказуемая  жизнь,  и  ему  не  по  душе  изменение  привычного  хода событий. Он  постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.

«Прямоугольник»  -  временная   форма  личности,  которую могут  «принять»  все  остальные фигуры  в  определенные  периоды жизни.  Это  -  люди,  не  удовлетворенные    сложившимися обстоятельствами, и поэтому занятые поиском лучшего образа жизни. В течение этого переходного периода «Прямоугольнику» свойственны непоследовательность и  непредсказуемость  поступков.  Он  становится  легко  внушаемым,  доверчивым  и  как  бы «примеряет»  черты  других  фигур.  Ему  просто  необходимо  общение  с  людьми,  но  его непредсказуемость пугает окружающих.  Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. В числе привлекательных качеств можно назвать любознательность, пытливость, смелость. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдѐт!

«Зигзаг»  самая  уникальная  из  пяти  фигур  и  единственная  разомкнутая  фигура.  Зигзагам свойственна  креативность,  бунтарство,  энтузиазм,  жажда  изменений,  интуитивность, развитое  эстетическое  чувство.  Для  Зигзага  нет  авторитетов.  Он  творчески  настроен.  В отличие  от  «Кругов»,  они,  напротив  –  предпочитают  заострить  конфликт  идей  и  создать новую концепцию, в которой этот конфликт получит разрешение. Для них нет ничего более скучного,  чем  рутина,  шаблон,  правила.  Мораль,  законы,  общественное  мнение  ему безразличны. Основное назначение «Зигзага»  - генерировать новые идеи и методы работы. Его минусы – несдержанность, эксцентричность, непостоянство, экспрессивность. Зигзаг может работать до изнеможения  над  реализацией  своих  идей,  но  ему  редко  удаѐтся  довести  дело  до  конца: бросает, потому что ему становится скучно. Но разнообразие человеческих личностей к пяти типам не сведѐшь, бывают и смешанные типы, так же люди меняются с возрастом и с жизненными обстоятельствами.

2. Исследовательская часть.

Проведение исследования по изучению особенностей характера одноклассников В эксперименте принимали участие наши одноклассники, ученики 8а класса. Исследовательская работа содержала следующие этапы:

I этап. На  листе  бумаги  необходимо  нарисовать  пять  фигур:  квадрат,  круг,  треугольник,  зигзаг, прямоугольник.  Затем  выбрать  ту  фигуру,  которая  больше  всего  понравилась,  а  затем  все остальные фигуры расположить в порядке убывания привлекательности.

II этап. Мы предложили ребятам написать, почему каждому из них нравится именно эта фигура, чем  привлекает.

III этап. Ученикам надо было выбрать из предложенных черт характера те, которые присущи каждой из предложенных фигур.

IV этап. Зачитав  черты  характера,  которые  соответствуют  каждой  из  фигур,  ребята  сравнили  их  со своими чертами у себя в фигурах.

V этап. Определение соответствия выбранной фигуры тем качествам характера, которые мы назвали. Результаты эксперимента мы занесли в таблицу.

3.  Рекомендации по практическому применению психогеометрии

Полученные результаты исследования характера наших одноклассников имеют практическую значимость в следующих направлениях:

  Результатами  может  воспользоваться  классный  руководитель  для  определения  того, что  именно  необходимо  каждому  ученику  и  классу  в  целом  для  более  эффективной работы, что им движет и на что он направлен;

  Тест  помогает  выявить  важные  качества,  составляющие  реальный  психологический портрет учащихся;

  Тест  способствует  достижению  высокой  результативности  в  групповой  работе  с классом,  как  на  уроках,  так  и  во  внеучебной  деятельности.  При  этом  каждый  член группы становится представителем характерных черт поведения и стиля мышления, а значит имеет больше шансов проявить свои сильные стороны;

  Результаты,  полученные  благодаря  психогеометрическому  тесту,  могут  быть использованы  педагогами  в  организации  дополнительного  образования,  а  также самими школьниками в выборе профессии;

  Психогеометрический  тест  можно  использовать  в  комплексе  с  другими  методами изучения характера человека.

  

4. Заключение

Работая  над  проектом  мы  узнали  много  нового  интересного  из  истории  геометрии,  о происхождения  названий  некоторых  фигур,  также  мы  научились  диагностировать  себя  с помощью  рисуночных  тестов,  что  является  очень  важным.  Работа  была  увлекательной  и познавательной.  Цель  и  задачи,  которые  были  поставлены  в  начале  работы,  успешно достигнуты.  Мы  узнали  об  одном  из  способов  деления  людей  на  психологические  типы. Научились  определять  с  помощью  психогеометрии  особенности  характера  своих одноклассников.

Выводы:

1.  Исследование личности с помощью психогеометрии  позволяет быстро и точно нарисовать психологический  портрет  испытуемого,  узнать  какие  черты  его  характера  являются главными,  а  какие  –  второстепенными,  а  также  понять,  с  кем  человеку  сложнее  всего взаимодействовать.

2.   Работа позволила лучше понять себя и своих одноклассников. Мы надеемся, что те  знания, которые мы получили, будут способствовать более успешному общению с ребятами дома и школе. 

3.  Так  же  мы  заметили,  что  типы  характера  в  чистом  виде  встречаются  крайне  редко,  в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Нам стало понятно, почему с одними ребятами    легко  общаться,  а  с  другими  –  нет,  почему  возникают  ссоры,  конфликты  и  как можно решать проблемы.

4. Данная работа может иметь практическое применение в работе с детским коллективом.

5. Список используемой литературы

1.  Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. «Знание», 1991г.

2.  Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997 г.

3.  Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов, - Москва, «Просвещение», 1986 г.

4.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х книгах. Книга 2. – Москва, «Владос-пресс», 2002 г.

5.  Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Москва,  Просвещение, 1991 г.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: НЮТ
Просмотров: 220 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]