МБОУ"Колюбакинская

средняя общеобразовательная   школа"

ПОБЕДИТЕЛЬ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" В 2008

ГОДУ
                                                                                                                                                         
Главная » Статьи » Мои статьи

«Активные формы обучения на уроках биологии» Доклад учителя Маругиной И.В.

 

Доклад на тему :

«Активные  формы обучения на уроках биологии»

 

 

     В современных условиях деятельность каждого учителя нацелена на

переосмысление, что и как ты делаешь и  поиск верного пути дальнейшего продвижения в профессии, в качественной организации образовательного процесса в соответствии с социальным заказом.

     В повседневной пед. деятельности приходится решать ряд противоречий. Одно из них заключается в том ,что обучение должно быть предметным, так как оно копирует, повторяет организационную структуру науки. Но предметное обучение мешает цельности восприятия мира. Решить это противоречие позволяет метапредметный подход, который заложен в основу новых стандартов.

   В соответствии с современными требованиями каждый учитель ставит перед собой цель - развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, способность к труду и жизни в условиях современного мира. Как учить так, чтобы знания предмета пригодились в жизни при решении многих жизненных проблем?

   Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.

   Активность - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека. В первую очередь мы говорим о познавательной активности школьника, которая выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, а также в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.

  Часто в своей работе мы с вами используем   методы активного обучения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

М.Новик выделяет неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму занятия: неимитационное и имитационное.

 

 

 

Неимитационные

Имитационные

 

Игровые

Неигровые

  • проблемная лекция;
  • проблемный семинар;
  • лекция вдвоём;
  • лекция с заранее запланированными ошибками;
  • лекция пресс-конференция;
  • эвристическая беседа;
  • учебная дискуссия;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • «круглый стол»;
  • мозговой штурм
  • деловая игра;
  • инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание ролей);
  • игровое проектирование;
  • имитационный тренинг
  • анализ конкретных ситуаций (кейс-метод);
  • коллективная мыслительная деятельность

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между учителем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса. Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли относятся к игровым.

Активные методы обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса. При их применение осуществляется распределение “обязанностей” при получении, переработке и применении информации между учителем и учеником, между самими учащимися. Ясно, что большую развивающую нагрузку несет на себе активный со стороны ученика процесс обучения.

 В соответствии с этим определением  классифицируют

виды учебной деятельности  :

  • - моделирование (игровая деятельность);
  • - коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность);
  • - изучение источников (исследовательская деятельность).

На основании этого выделяются следующие модели учебных занятий:

  • - на основе игровой деятельности: игры-соревнования, игры-обсуждения, игра-реконструкция;
  • - на основе дискуссионной деятельности: семинары, дискуссии (групповая работа), проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса);
  • - на основе исследовательской деятельности: практические занятия, исследовательские уроки.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.

В соответствии с поставленной учебной задачей выбираются различные методы обучения

 

 

Учебные задачи                                       Методы обучения

Убедить в необходимости обучения.  Выявить пробелы (потребности) знаний, уточнить программу

Анализ ситуаций, разбор конкретного материала, разыгрывание ролей, тренинг, деловые игры и др.

Возбудить интерес к предмету. Разрушить стереотипы, побудить  к творческому мышлению и формированию продуктивных знаний

 

Создать условия для практического применения полученных знаний, умений, навыков

Решение ситуационных задач и проведение деловых игр на конкретном материале

Создать условия для активного обмена знаниями и опытом, творческого освоения передового опыта

Тематическая дискуссия, круглый стол, мастер-класс, тренинг.

Закрепить и углубить полученные знания, формировать или совершенствовать умения и навыки их применения

Групповые консультации. программированные консультации. Индивидуальные консультации

Снять вопросы. Выявить и устранить ошибочные представления и неверное практическое применение изученного материала

Входной контроль знаний с применением средств и методов программированного обучения

 

Микроситуации, «мозговые штурмы», «атаки», «эстафеты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активность ученику может быть обеспечена, если педагог целенаправленно и максимально использует на уроке задания: сформулируй понятие, докажи, объясни, выработай альтернативную точку зрения и т.п. Кроме того, учитель может использовать приемы исправления “намеренно сделанных” ошибок, формулирования и разработки заданий для товарищей.

Немаловажную роль играет формирование навыка постановки вопроса. Аналитические и проблемные вопросы типа “Почему? Из чего следует? От чего зависит?” требуют постоянной актуализации в работе и специального обучения их постановке. Приемы же этого обучения разнообразны: от заданий на постановку вопроса к тексту на уроке до игры “Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”.

    По мнению психологов, познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся. Познавательная активность может прогрессировать и регрессировать под воздействием различных факторов: школы, товарищей, семьи, труда и др. К тому же бесспорным является факт влияния на уровень активности учащегося стиля общения учителя на уроке, успеваемость и настроение самого школьника. Вот почему у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко меняться.

   Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства.
   Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников, их знаний. К тому же названия многих активных методов весьма условны.

    Часто одно и то же название используется  для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами:

  • Мозговой штурм;
  • Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…;
  • Работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;
  • Проблемное обучение;
  • Соревнования – викторины, игра «Дальше, дальше»…;
  • Ученик в роли учителя;
  • Проектный метод;

 

    По многим школьным предметам обучение построено преимущественно на задачах, в которых имеются все условия и для их решения необходимо знать только алгоритм. Такие задачи называют закрытыми. Хотя закрытая задача может быть и довольно сложной, требующей внимания и хорошего владения формально-логическими операциями соответствующего аппарата.

       В жизни редко встречаются задачи, решаемые действием в один ход и имеющие единственное правильное решение. Задачи, которые мы решаем в быту, в школе, в почти любой профессиональной деятельности, требуют интуиции, выхода за рамки формальных мыслительных операций.

  • Как найти себе достойного жениха (или невесту)?
  • Куда пойти учиться?
  • Как справиться с отсутствием дисциплины в новом классе?
  • Как правильно воспитать ребенка?

 

      Любая жизненная задача является открытой, творческой, эвристической, исследовательской. Кто и как научит решать эти задачи? Очевидно, что учиться решать открытые задачи необходимо в школе.

   Открытые задачи не похожи на обычные школьные задачи. Иногда школьники смотрят на такую задачу, и даже не понимают, как к ней подступиться.

     Такие задачи можно использовать  на уроках, особенно на повторительно-обобщающих уроках, для домашних индивидуальных и групповых заданий.

Выделяют два типа таких задач:

Изобретательские задачи – требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно.

Примеры изобретательских задач, используемых мною на уроках биологии

  1. Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику. Как же?
  2. Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание, построив забор на протяженности всего шоссе – нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?
  3. 1987 году на теплоход «Художник Сарьян», находившийся в малазийском порту, внезапно спикировал гигантский рой пчел. Атака агрессивных насекомых испугала местных докеров, которые поспешили сойти с теплохода. Разгрузка могла задержаться на неопределенный срок. Дело в том, что дикие пчелы Малайзии очень коварны: стоит одной пчеле ужалить человека, как на него набрасывается весь рой. Как быть?

    Исследовательские задачи – необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? почему? Обычно условие исследовательской задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.

Примеры исследовательских задач:

  1. Если ядовитая змея укусит другую ядовитую змею, то укушенная змея погибнет. Если змее ввести подкожно 100 мг ее же собственного яда, то она тоже погибнет. Почему же змея не погибает, когда глотает отравленную своим же ядом добычу?
  2. Известно, что акулы – самые прожорливые хищники. Уже через несколько часов после появления на свет акулята могут охотиться. А детеныши тигровой песчаной акулы становятся хищниками прямо в утробе матери: самый сильный зародыш поедает сначала неоплодотворенную икру, а затем и находившихся рядом своих братьев и сестер. Тем не менее, самка тигровой акулы обычно производит на свет одновременно двух детенышей. Как в утробе матери удается выжить двум хоть и маленьким, но очень агрессивным хищникам?
  3. Однажды на берегу океана рыбаки нашли мертвого кита. На его коже никаких видимых повреждений не было. При разделке туши рыбаки обнаружили, что вся мускулатура кита…сварена! С другими видами животных такие случаи никогда не наблюдались. Как бы вы это объяснили?
  4. «Заблудившийся голубь»: Почтовый голубь по кличке Билли сбился с курса и по ошибке совершил… трансатлантический перелёт. Голубь стартовал в северной Франции и должен был приземлиться в Англии. Но где-то над Ла-Маншем Билли сбился с курса и полетел совсем не в ту сторону. В результате он пролетел 5,5 тысячи километров и приземлился в Нью-Йорке. В Англию голубя вернули самолётом. Как птицы ориентируются при дальних перелетах? По каким причинам голубь мог сбиться с курса?

Для решения исследовательских задач открытого типа разработаны некоторые приемы и алгоритмы.

Процедура решения задач:

        1. Подготовка к работе.

На этом шаге предлагается прочитать условие задачи, сформулировать его своими словами и записать в традиционной форме:

Дано: …

Найти (объяснить): …

Если школьникам кажется, что они могут дать ответ «сходу», пусть запишут свою гипотезу (идею) и продолжат решение задачи, но – скорее всего они смогут выдвинуть и другие гипотезы.

        1. Анализ условия.

Здесь школьникам предлагается проанализировать условие задачи и ответить на следующие вопросы:

- Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит?

- Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует?

- Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием, а также вокруг него?

Если на этом шаге возникли какие-то гипотезы, их нужно записать. Отмечу, что на этом шаге не следует спешить решать задачу, так как главная цель шага – как можно лучше осмыслить условие задачи.

        1. Выдвижение гипотез.

Рекомендуется подумать, как обнаруженные явления могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата?

Список явлений:

  • механические;
  • акустические;
  • тепловые;
  • электрические;
  • магнитные;
  • электромагнитные (оптические);
  • ядерные;
  • химические;
  • биологические.

Данный шаг – главный для выдвижения гипотез. Учитель объясняет, что на этом шаге не нужно быть слишком критичными, так как следует постараться наработать максимум гипотез. Отмечу, что в процессе решения иногда возникают 1-2 идеи, а иногда и более десяти.

        1. Отбор гипотез.

На этом шаге школьники отбирают из выдвинутых гипотез наиболее правдоподобные и расставляют их в порядке убывания правдоподобности. Если школьникам не удалось сформулировать правдоподобные гипотезы, то можно рекомендовать глубже изучить условие задачи, а также поискать дополнительные справочные материалы.

        1. Проверка гипотез.

На этом заключительном шаге школьники должны предложить эксперименты (в том числе мысленные) по проверке каждой правдоподобной идеи (гипотезы) или выполнить соответствующие расчеты.

Как видим, решение открытых задач помогает не только сосредоточиться, глубоко проанализировать условие, но и расширить область поиска идей, дает направления «думания», а затем «сворачивает» веер решений с помощью направленного отбора и проверки на правдоподобность.

Демократизация педагогики предоставляет учителю всё больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый из нас обязан работать во благо развития ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

 

 

 

 

 

«Активные формы обучения  на уроках биологии»

 

 

 

 

 

секция учителей биологии

 

 

 

 

 

 

Косякова Ирина Владимировна,

Учитель биологии
МБОУ «Колюбакинская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28  августа 2017 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: НЮТ (18.02.2018)
Просмотров: 60 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]