МБОУ"Колюбакинская

средняя общеобразовательная   школа"

ПОБЕДИТЕЛЬ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" В 2008

ГОДУ
                                                                                                                                                         
Главная » Статьи » Мои статьи

Системно - деятельностный подход. Его плюсы в образовательном процессе.

 

Системно -  деятельностный подход. Его плюсы в образовательном процессе.

Учител математики МБОУ «Колюбакинская СОШ» МБОУ «Кожинская СОШ – Сокол Л.И. и Елисеева Н.В, март 2015 г.

 

 

Актуальность

Внедрение технологий деятельностного подхода – это процесс длительный и трудоемкий, он сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие  каждого ученика.

Использование любой технологии ограничено либо особенностями учебного предмета, либо материально-техническими проблемами, либо неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе.

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс. Таким образом  появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте деятельностного подхода.

 

Требования, предъявляемые к современному уроку в контексте системно-деятельностного похода.

 

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода,  необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

 

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 

Основные типы уроков определяются видом деятельности учащихся:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий

Содержательная цель: формирование системы  понятий, расширение  понятийной базы  (предметной и метапредметной)

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей  к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и  т.д.

3. Урок общеметодологической направленности (построения системы знаний).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей  к структурированию и систематизации изучаемого предметного   содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития  содержательно-методических линий  и   построение обобщённых норм  учебной деятельности.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных    понятий  и  алгоритмов.

 

Конструирование  урока в рамках системно-деятельностного подхода

  1. «Конструктор урока – эффективное средство «сборки урока»

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты  деятельности каждого ученика в течение  всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

 

    2. Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода

 

1) Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2) Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

3) Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.

4) Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

5) Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

 

 

  1. Структура современного урока

 

Структура современного урока может включать в себя следующие этапы:

Урок открытия нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 

Урок  рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

 

Урок  развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

Отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

 

Урок общеметодологической направленности:

1)этап мотивации

2)этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3)этап закрепления с проговариванием во внешней речи

4)этап включения изученного в систему знаний

5)этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

 

Приемы и техники, применяемые на различных этапах урока

На различных этапах урока учитель может использовать набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать учебную деятельность учащихся.

 

1)Мотивирование к учебной деятельности (начало урока)

Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия.  

Нестандартный вход в урок

Отсроченная отгадка

Ассоциативный ряд

Удивляй

Фантастическая добавка

Необъявленная тема

Ролевой сюжет  

Проблемная ситуация            

Проблемный вопрос  

Видео сюжет      

Музыкальный фрагмент

Вопрос-размышление

Беседа, подводящая к теме

«Мозговой штурм»

Ассоциация это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. На простых примерах практически на любом уроке в начале изучения темы спрашивают детей, какие ассоциации вызывает у них слово. В ответ будет дан длинный ряд слов, понятий, имен.

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. Каждый выдвигает свою идею. Правила мозгового штурма таковы:

- Принимать все идеи, даже абсурдные

- Никакой критики

 

2) Актуализация знаний

Учитель организует:

- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

- мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.  

Цепочка признаков

Я беру тебя с собой

Да - нет

Шаг за шагом

Жокей и лошадь

Толстый и тонкий вопрос

Вопросительные слова

Согласен - не согласен

До - после

Игровая цель

Корзина идей, понятий, имен

Развивающий канон

Ложная альтернатива

Наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ. Технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) и технологии развития критического мышления (ТРКМ) помогают активизировать мыслительную деятельность на разных этапах урока.

 

3) Изучение нового материала

На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников   

Работа с литературой

Анализ ситуации        

Работа по инструкции

Сравнение, сопоставление

Рассказ-эстафета

Составление схем       

Заочное путешествие

Комментированное чтение

Текст с ошибками

Составить определение

Пинг-пон «Имя – Значение»

Лови ошибку

Инсерт

Послушать-сговориться-обсудить

ЗХУ (знаю, умею, хочу узнать)

Хорошо - плохо

Связи

Зигзаг

Стратегия «ИДЕАЛ»

Своя опора

Целое—часть. Часть—целое

Изобретательская задача

Конструктор ТРИЗ «Событие»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»

Синквейн  

Игра «Верите ли вы что…»

Приём "Инсерт".

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

 

 

4) Обсуждение и решение проблем

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.    

«Маша-растеряша»

Стратегия «ИДЕАЛ»

Стратегия «Фишбоун»

Хорошо - плохо

Силовой анализ

Генераторы-критики

Диаграмма Венна

Обратный мозговой штурм

 

5) Решение учебных задач

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.       

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи

 

6) Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталон)у

 

«Найди ошибку»        

Диктант

Словарная работа

Кроссворды       

Рассказ по опорному конспекту

Классификация

Логические цепочки, схемы

«Верю, не верю»

Игры-викторины

«Что? Где? Когда?»

 

 

7) Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.          

Метод интеллект-карт

Жокей и лошадь

Цепочка признаков

Диаграмма Венна

Рюкзак

 

8) Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.    

«Телеграмма»

Цветные  поля

Мысли во времени

Шесть шляп

Синквей

Райтинг

Хайку

Диаманта

До - после

ЗХУ

Сообщи свое Я

Рюкзак

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Прием "Телеграмма"

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

 

Формирование умения задавать вопросы

Умение задавать вопросы является одним из необходимых в жизни  каждого человека. Учиться задавать вопросы можно на разных этапах урока. Главное, раскрыть учащимся многообразие видов вопросов и способов формулирования. С этой целью можно использовать «Ромашку вопросов Блума».

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

Простые вопросы: «Что?», «Сколько?», «Это?» «Из чего состоит?» и т.д.

Уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял?» « Иными словами, ты сказал…?»

Практические вопросы: «Как то, что мы узнали, может применено в жизни?»

Оценочные вопросы: «Каковы были ваши чувства? « «Что кажется интересным?  « Что кажется понятным?» « Что кажется полезным?»

Творческие вопросы:  «Как бы вы изменили?»  « Что бы вы изменили?» «Что можно было бы сделать,  если бы?»

Интерпретационные (объясняющие) вопросы : «Почему?» , ответ по плану: во-первых, во-вторых, в – третьих.

Тонкие и толстые вопросы

Прием «Ключевые термины»

 

Описание некоторых приемов, используемых на уроках

Прием  “Нестандартный вход в урок”

Универсальный прием ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Приём  “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

- умение анализировать и сопоставлять факты;

- умение определять противоречие;

- умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие

Приём  “Удивляй!”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

- умение анализировать;

- умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Приём  “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Приём “Необъявленная тема”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Приём  «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.

Приём “Игровая цель”

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

-учебные умения;

-умение работать в команде;

-умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Приём  «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Приём  “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

- умение анализировать информацию;

- умение применять знания в нестандартной ситуации;

- умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Приём  “Рюкзак”       

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

я наконец-то запомнил …т.д.

 

Следует отметить, что один и тот же прием может быть использован в разных модулях урока для достижения различных целей.

Например, изобретательская  задача может быть включена в основу изучения новой темы, а так же может рассматриваться на этапе решения учебных задач.

Стратегия «Вопросительные слова» может быть использована учителем  как для актуализации знаний учащихся и включения  в начале урока, так и для формирования у учащихся  умения задавать вопросы.

Прием «До-После» может быть использован на этапе изучения нового материала, а так же на заключительном этапе "Рефлексия".

 

 Алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор»

1.Обозначть основные разделы урока

2.Представить конструктор в виде таблицы

3.Пользуясь таблицей составить формулу урока, в которой будет указанно, какой прием применяется на конкретном этапе урока.

При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

Конструктор урока будет постоянно изменяться. Какие-то приемы окажутся не нужны – и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор

Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:

- Значительно возрастает многообразие уроков.

- Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора трудно удержать в голове.

- При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку уроков.

- При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, на дачу домашнего задания.

- Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.

- Возрастает творческий потенциал учителя.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: НЮТ (03.01.2017)
Просмотров: 115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]