МБОУ"Колюбакинская

средняя общеобразовательная   школа"

ПОБЕДИТЕЛЬ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" В 2008

ГОДУ
                                                                                                                                                         
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок биологии в 7 классе «Тип Моллюски»- учитель Маругина И.В.

Урок  биологии в 7 классе

«Тип Моллюски»

Цели урока:

Учебные:

  • Расширить знания учащихся о представителях типа Моллюски, об их значении в природе и для человека, об их уникальности.
  • Отработать навыки узнавать представителей Моллюсков по фотографиям, рисункам и раковинам.
  • Развивать умения составлять cхемы, таблицы, работать с дополнительной литературой и представлять свои сообщения.

Воспитательные:

  1. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий, критическому оцениванию выступлений учащихся, воспитанию уважения к мнению и знаниям своих товарищей.
  2. Осуществлять экологическое воспитание через расширение знаний об окружающем мире.
  3. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
  4. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Развивающие:

  1. Умение применять информационные технологии.
  2. Умение сравнить биологические объекты.
  3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
  4. Для решения задач развития мышления учащихся в учебной деятельности обеспечить в ходе урока самостоятельную и групповую работу.
  5. Формировать умения преодолевать трудности, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний: нестандартные задания, планирование деятельности и ее результатов.

Оборудование: 

  • Презентация “Тип Моллюски”
  • Набор раковин моллюсков
  • Компьютер, мультимедийный проектор.
  •  задания

Тип урока: комбинированный

Ход урока

     Целеполагание, мотивация

Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие по морским глубинам и познакомимся с необыкновенными представителями этого удивительного мира. О ком же пойдет сегодня речь? Отгадайте загадку:

 

Не то стойло, не то хата....

В ней скотинушка рогата.

Рожки высунуть боится.

Не мычит и не доится.

Не корова, не коза,

Непонятно, где глаза.

Для неё прогулка – пытка!

  • зовут её - ... (Улитка)

Сегодня мы будем говорить о моллюсках

Что вы на сегодняшний день уже знаете о моллюсках?

Дети перечисляют ....

А каких представителей вы знаете?

Что бы хотелось узнать о них? - Учитель записывает на доске пожелания.

Задание №1

. Все моллюски – водные животные.

Раковина у моллюсков выполняет защитную функцию.

Все моллюски имеют спиральную или двустворчатую раковину.

Тело моллюсков снаружи покрыто  кожной складкой – мантией.

Мантийная полость расположена между  мантией и раковиной моллюска.

Правильный ответ 2,4

Задание №2  Выписать признаки моллюсков

 

Задание №4

Задание №5

Записать в тетради представителей классов моллюсков

 

Задание №2.

 

Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка).

 

 

 

  1. Нервная система
  2. Кровеносная система
  3. Пищеварительная система
  4. Дыхательная система
  5. Выделительная система
  6. Половая система

 

А) удаление жидких продуктов распада

Б) газообмен между организмом и окружающей средой

В) переваривание пищи

Г) связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое

Д) воспроизведение потомства

Е) снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществами

 

Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.

Раковина состоит из трех слоев:

  1. рогового (наружного),
  2. фарфорового,
  3. перламутрового (внутреннего).

Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.

Познавательные задачи.

  1. Даурен решил поменять воду в аквариуме, где живут улитки. Он взял кипячёную воду. Прав ли он?(флипчарт 4)
  2. Известно, что брюхоногий моллюск — большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски — перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт.(флипчарт5) (большой прудовик дышит с помощью легкого. Для перловицы и беззубки характерно жаберное дыхание, поэтому они более требовательны к количеству кислорода в воде. К сожалению, в аквариуме не всегда удается создать удовлетворительный кислородный режим для нормального существования в нем беззубки и перловицы. Могут также возникнуть проблемы с кормлением представителей этих моллюсков, т. к. их можно кормить только мельчайшими водными обитателями: бактериями, одноклеточными водорослями, инфузориями).

Допишите в предложениях недостающие слова.

  1. Моллюски имеют … симметрию.
  2. В отличие от кольчатых червей их тело не …
  3. Тело моллюсков делится на три отдела: …
  4. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих … образ жизни.
  5. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать …
  6. Тело моллюска покрыто кожной складкой - …
  7. Активно плавающие моллюски потеряли …
  8. Моллюски, обитающие в воде, дышат … , наземные формы дышат с помощью …
  9. Сердце моллюсков состоит из …
  10. Между мантией и телом находится …
  11. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями …

 

На прошлых уроках мы познакомились с классами брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Давайте вспомним представителей этих классов. Какие признаки позволяют их объединить в один тип? Чем различаются эти классы?

Учащиеся заполняют таблицу «Сравнение классов моллюсков»:

Характеристика

Класс Брюхоногие

Класс Двустворчатые

Класс Головоногие

Представители

черноморская рапана, прудовики, виноградная улитка, слизни.

мидии, беззубки, перловицы, устрицы

осьминог, кальмар, каракатица, наутилус

Признаки

  • спирально-закрученная раковина,
  • мускулистый язык-терка,
  • сердце 2-х камерное.

 

  • отсутствие головы,
  • раковина двустворчатая,
  • способ питания — фильтрация (сифон),
  • органы дыхания — жабры,
  • сердце 3-х камерное,
  • в основном раздельнополые.
  • нет раковины,
  • тело делится: голова, щупальца, воронка;
  • органы дыхания — жабры;
  • сердце 3-х камерное.

Таблица «Значение моллюсков для человека»:

Значение моллюсков для человека

Название моллюсков

 

 

Моллюски чемпионы

Сообщения учащихся

1. Самым крупным беспозвоночным животным является гигантский кальмар из рода архитевтис. На берегу бухты Лайалл в Новой Зеландии штормом был выброшен кальмар длиной 17,37 м. Два самых длинных его щупальца были по15м. Вес таких кальмаров превышает 2т.

2. Самые большие глаза имеют гигантские кальмары, обитающие в Атлантике. Диаметр глаза может достигать 40см.

3. Самый крупный осьминог принадлежит к виду Октопус апполион. Обитает в Тихом океане. Вес – 53,8 кг, расстояние между щупальцами – 7 м.

4. Самой быстрой наземной улиткой считается обыкновенная садовая улитка Хеликс асперза. Расстояние в 31 см она преодолевает за 2 мин. 31 сек.

5. Самые ценные раковины имеют фарфоровые улитки ципреи. Так, экземпляр вида ципреи был продан в Нью-Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тыс. долларов.

6. Самая большая жемчужина была размерами с голубиное яйцо и весила 6,8 г. Стоимость этой жемчужины – 350 кг золота.

7. Укус морских улиток может быть ядовитым. Яд конуса вызывает воспаление и иногда остановку дыхания.

8. Европейская устрица может менять свой пол несколько раз в год. Созревшая для размножения, она сначала функционирует как самка, а через некоторое время как самец и так по нескольку раз.

9. Присоски осьминогов обладают большой силой. На каждом щупальце их насчитывается до 100 штук. Одна присоска диаметром 6 мм удерживает вес в 170 г.

10. Ежегодно во всем мире добывается свыше 800 000 т мидий. По калорийности это соответствует более чем 6000 т. телятины.

Закрепление материала

Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте: (слайд №20–21, раздаточный материал). (Приложение 5)

Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля!» — закричал Коля, снимая джемпер, —«лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя»

Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.

Охраняемые виды моллюсков

Моллюски в настоящее время подвергаются самым разнообразным воздействиям со стороны человека, из которых основными можно считать те, которые связаны с изменением их среды обитания. Всего в Красную книгу МСОП занесены 123 вида и подвида моллюсков. Они стали редкими или находятся под угрозой исчезновения. Как и все остальное живое на нашей планете, они заслуживают охраны. Об этом нужно помнить всем, поскольку это один из элементов живой природы. Встретив этих животных в природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного для себя! (слайд-фильм № 22–36). (Приложение 5

Отгадайте кроссворд по теме «Брюхоногие моллюски».

 

http://bio.1september.ru/2003/15/15.gif

1. Пищеварительная железа.
2. «Язык» прудовика.
3. Чувствительный орган на голове прудовика.
4. Внутренний орган.
5. Наружный «скелет».
6. Часть тела.
7. Кожная складка.
8. Орган выделения.

 

 

Используя начальные буквы, впишите названия двустворчатых моллюсков (по горизонтали).

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: НЮТ (18.02.2018)
Просмотров: 72 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]